Филлоксера, которая разделила винный мир на «до» и «после»

С конца 18 века винодельческая отрасль вовсю набирала обороты — это время новой истории, эры науки. Благодаря европейским учёным-биохимикам виноделие и виноградарство стало не просто ремеслом, а приобрело основание научного подхода. Долгие годы Франция являлась самым крупным экспортёром вина, в то время как другие страны всё ещё потребляли свои вина в основном внутри страны. Вина региона Бордо главенствовали на лучших застольях Европы, пока не наступила чёрная полоса для французских виноградарей.

Автор статьи: кавист магазина Алкотека Ангелина Маркарян

В начале 1860-х годов началась эпидемия филлоксеры (Phylloxera vastatrix) — насекомого, которое в последующие годы уничтожило большую часть виноградников Европы. Филлоксера поражала корни растения, вследствие чего они начинали портиться, и вся виноградная лоза иссыхала на глазах.
В Европу прикорневая тля попала на пароходах, которые везли саженцы с этой напастью из восточной Америки. Неизвестно, когда и какое именно судно перевезло это насекомое через Атлантику до европейских почв, но то, что произошло после этого, стало переломным моментом для винодельческой истории Европы.

Во Франции необъяснимое увядание виноградников было впервые замечено в 1863 году в Провансе. Проблема быстро распространялась по югу страны. Спустя несколько лет коалиция учёных начала исследовать возможную гибель виноградников, но кроме больных и высохших корней ничего не было обнаружено. Только на ещё уцелевших лозах им удалось найти микроскопических желтых насекомых. В 1867-м тля добралась до Бордо, в 1878-м – до Бургундии и Шабли.

Поиск средства борьбы с филлоксерой занял около 20 лет. За это время насекомые распространились по всей стране, и было предложено множество бесполезных вариантов борьбы с тлей. Например, одни предлагали закапывать в почву живых жаб, другие — поливать лозы разнообразными отварами. А ещё был обнаружен здоровый участок виноградников, который пережил затопление дождевой водой в течение 40 дней. Но применение этого способа было невозможно на холмистых участках, а это как раз то место, где растут виноградники более высокого качества.
Удушающим для филлоксеры средством стал сероуглерод. Метод его распыления в почву был несовершенным и опасным, поскольку его пары легко воспламенялись, и применение этого газа наносило серьёзный вред здоровью любых живых существ.

Группа учёных, возглавлявших комиссию по спасению винной отрасли, нашли решение борьбы с филлоксерой, не имеющее отношение к химии.
Жюль Эмиль Планшон был основоположником идеи о том, что прикорневая тля имела американское происхождение. Идея заключалась в том, чтобы попробовать прививать европейскую лозу на американские корни, имеющие иммунитет к этому насекомому. Планшон вместе с энтомологом штата Миссури Чарльзом Райли нашли подходящие для европейских условий подвои в США. Учёным университета Монпелье после длительного времени работы удалось создать два варианта подвоя, устойчивого к филлоксере.

Филлоксера сильно изменила винный мир. Масштабы отрасли сократились в большинстве винодельческих регионов, а некоторые вообще исчезли. Во многих регионах Франции изменения коснулись сортов винограда. Предпочтение стали отдавать самым престижным и плодовитым. В Бордо среди основных сортов того времени были Карменер и Мальбек, но они трудно прививались к американским корням, и в дальнейшем их вытеснили более адаптируемые сорта.

Были и страны, получившие выгоду от кризиса во Франции. Разорившиеся и безработные виноделы Бордо отправились в поисках работы на территории, куда филлоксера ещё не успела добраться. Но винодельческие хозяйства других стран со временем настигла та же напасть. Филлоксера добралась до Италии в начале 70-х годов, а до Испании — в 1878 году. Все страны Европы наблюдали за формированием методов борьбы с прикорневой тлей во Франции и старались сразу же внедрять их на своих виноградниках.

Страны Нового света избежали сильной эпидемии филлоксеры. В Австралии тля была замечена только в регионах Виктория, Квинсленд и Новом Южном Уэльсе

.В Аргентине филлоксера смогла достичь только нескольких районов, а в Чили она фактически отсутствует и по сей день благодаря природным барьерам горной цепи Анд и Тихому океану. Большинство винодельческих регионов стран Нового света могут похвастаться непривитыми дофиллоксерными лозами.

Многие специалисты замечали, что во время эпидемии филлоксеры остаются нетронутыми лозы, которые растут на песчаных и вулканических почвах. Тля не может передвигаться и размножаться в сухой среде, вследствие чего погибает. Благодаря этому на сегодняшний день в мире есть несколько регионов, куда не проникла филлоксера. Например, Канарские острова, Чили, до недавнего время Армения и крошечные участки в европейских странах. Многие эксперты утверждают, что напиток с дофиллоксерных доз отличается от привитых неизменным качеством, богатством и глубиной в теле и вкусоароматике вина.

В итальянском регионе Пьемонт винодельня San Pietro сохранила от прикорневой тли участок Gorrina в апелласьоне Gavi DOCG. Здесь дофиллоксерные лозы сорта Кортезе растут на почвах из известняка и глинистого туфа. Вино проходит деликатную выдержку на дрожжевом осадке, после чего выдерживается в бутылке. Благодаря этому в вине развивается аромат с нотами жёлтой груши, грибницы, ванили и корицы со свежими минеральными оттенками.
Еще одним примером является Вайоц-Дзор — один из самых престижных винодельческих регионов Армении. Филлоксера не смогла подняться так высоко в горы, поэтому здесь в полном объёме сохранились корнесобственные непривитые виноградные лозы. Красота гор и ущелий, разнообразные вулканические почвы, самые высокие и старейшие виноградники в стране — всё это определяет безупречное качество производимых здесь вин.

Oshin – это сравнительно новый винодельческий проект в регионе Вайоц-Дзор. Для своего вина Areni Reserve используется виноград сорта Арени, который растёт на собственных участках в 3,5 га в суровом климате на высоте 1500 м над уровнем моря. Возраст лоз — от 40 до 60 лет. Выдерживают это вино 15 месяцев в бочках из кавказского дуба. Насыщенный аромат вишни, сливы и ягодного конфитюра переплетается с нотами чёрного перца и тимьяна. Во вкусе прослеживаются сочные танины с аппетитной кислотностью.

Филлоксера была не первой напастью для виноградарей и, к сожалению, не последней. Но совместный подход к решению этой проблемы позволил не только сохранить виноделие как огромный культурно-социальный пласт, но и вывести его на качественно новый уровень. В ассортименте наших магазинов найдётся вино с самых разных уголков света. Пробуйте, сравнивайте и, самое главное, наслаждайтесь им!

Рекомендуем

Все рекомендации